ПСИХОЛОГИЯ
Безусловная любовь
Где расположено то место силы, откуда человек может питать себя жизненной энергией, когда в этом возникает необходимость? На чужой земле, куда следует отправиться в паломничество, в соседнем лесу, где нужно отыскать особое дерево или в собственной квартире, где можно найти специальный угол, чтобы восстанавливать баланс?
Где бы ни располагалось место силы с точки зрения эзотерики, психологии известно место, куда эта сила утекает, перед лицом жизненных неудач. Это место бессилия расположено между двумя этажами человеческой личности, которые в психологии принято называть Я-идеальным и Я-реальным. Это черный коридор, по которому как по канализации утекает энергия, в сточную яму души, то есть в небытие. Этот канал может быть широким и порожистым, а река — как бурлящий горный поток. Если возникает такой поток, истощение ресурсов происходит очень быстро, и человек погибает. Обычно энергия утекает небольшим ручейком, однако и это расходует в никуда драгоценные жизненные силы, оставляя человека шататься по жизни как слабая тень. Лучше всего, если коридор будет узким как небольшое ущелье. Для полной надежности можно добиться смыкания этих двух стен — Я-идеального и Я-реального. В этом случае не просочится ни одна капля.
Я-идеальное — это образ собственного Я, который человеку приятно считать собой. Ему хочется думать, что он такой и есть, или бывает или будет. Человек представляет, что он гениален и обладает уникальной харизмой. В тот момент, когда человек устремляется свой внутренний взор в сторону идеального Я, его охватывает гордость. Он чувствует себя самым лучшим и любимым. Мешает эйфории Я-реальное. Оно отвлекает внутренний взор на себя и не дает насладиться созерцанием блеска. Представьте себе, что вы любуетесь золотым троном, стоящим посредине убогой лачуги. Когда вы смотрите на трон, вам кажется, что вы царь природы и владыка судеб, но замечая жалкий интерьер, понимаете, что ваше царство и владычество — чья-то шутка, трон бутафорский, и краска на нем облупилась. Примерно такое же чувство охватывает тех, кто, наслаждаясь созерцанием Я-идеального, замечают свое Я-реальное.
Я-реальное — это объективные достижения личности. Сухие факты и холодная информация, которые каждый человек знает про себя или хотя бы догадывается. Он знает, кто он есть в глазах окружающих, каков его рост и возраст, каковы телесные недостатки, сколько денег он получает, сколько книг прочел и чего добился к настоящему моменту как личность. Как правило, достижения личности во много раз скромнее, чем идеальное представление о себе и своих возможностях. Если смотреть Я-реальному в глаза, может стать нестерпимо грустно, как грустно немолодой и некрасивой женщине, разглядывающей усталое лицо в зеркало при контрастном освещении, когда каждый изъян оказывается безжалостно подчеркнут. Женщине хочется приглушить свет и добиться мягчайшего полумрака, а предварительно воспользоваться гримом. И в дополнение начать внушать себе «Я — самая обаятельная и привлекательная». Этот ритуал помогает отодвинуть Я-реальное подальше от Я-идеального, однако в образовавшийся коридор утекает много энергии.
Что значит запрятать Я-реальное подальше от глаз и добиться того, чтобы ничто не напоминало о нем? Это значит перестать общаться с теми людьми, в оценках которых может прозвучать правда о вас и ваших достижениях. Можно окружить себя льстецами, но льстецы, как известно всегда льстят из соображений корысти. Вам придется чем-то ублажать льстецов, чтобы они пели вам льстивые песни и готовы были каждый раз на ваш вопрос о ваших заслугах, изображать восторг и восхищение. Пряники, которыми вы будете кормить льстецов, кончатся быстро, поскольку вам придется избегать любой работы, ведь работа — то поле, на котором столкновение со своим Я-реальным неизбежно.
Сохранить полную уверенность в том, что ты гений и самый лучший на свете профессионал, можно лишь ничего не делая, иначе довольно быстро придется убедиться в том, что ты совсем не гений, а возможно и не профессионал. Одиночество и бездеятельность — единственный способ избежать столкновения с Я-реальным. Некому сказать или намекнуть вам, кто вы есть, нет сферы, где вы бы могли столкнуться с тем, что вы слабак и неумеха. Бездельник и одиночка имеет возможность вечно пребывать наедине со своим Я-идеальным. Однако, жизнь пройдет мимо него, словно ее унесла в пропасть горная река.Созерцать Я-реальное и не испытывать при этом страданий могут лишь те, чье Я-идеальное не слишком от него отличается. Если человек готов принять себя таким, какой он есть, он получит то самое смыкание двух стен, благодаря которому не потеряется ни одна капля жизненной энергии. Почему человек не способен принять свое Я-реальное, трудно сказать. Гуманистическая психология видит причины этого в недостатке безусловной любви родителей к детям.
С рождения человек учится думать, что любовь необходимо заслужить, и для этого нужно быть лучшим. В психоанализе эта ситуация объясняется тем, что любой индивидуум обладает энергией, которая заставляет его стремиться быть сильнейшим. Это эволюционная сила природы, способствующая прогрессу разума, однако она же является агрессивной силой соперничества с другими индивидуумами за утверждение своего Я. В любом случае задача личности — научиться безусловной любви к себе и принятию своего реального Я. Иначе вся жизнь будет потрачена на поддержание иллюзии могущества, на строительство замков из песка и создание фантомов.
Обучение безусловной любви к себе — это нечто противоположное мантре «я самая обаятельная и привлекательная». Эта мантра разрушает зачатки безусловной любви и учит человека любви оценочной, опирающейся на слово «самый». Человек согласен любить себя, потому что он лучший, он как бы сравнивает себя с другими людьми и находит себя самым достойным представителем человечества. Совершенно очевидно, что это самообман. Безусловная любовь не нуждается в обмане. Человек должен любить себя просто потому, что он существует.
Сам факт рождения на свет уже вполне достаточен для того, чтобы получать любовь. Нам понятно это, когда речь идет о новорожденном ребенке и даже о котенке, но мы сомневаемся в том, достойны ли мы сами своей собственной любви. Мы ищем обоснования и условия для этого естественного чувства. Как только человек научится любить себя искренне, тепло и безусловно, у него не будет потребности в самообмане и ему не потребуется избегать реальность. Он сможет жить в реальном мире и реализовывать свой потенциал без страха.
Однако, на безусловную любовь к себе не способен человек, который не умеет любить других. Если на вопрос о любви к людям, человек отвечает «за что я должен их любить?», он не будет способен на безусловную любовь к себе. Даже если он декларирует формулу: «Я люблю себя за то, что я — это я», он будет подразумевать некую иллюзию «Я — самый лучший, я избранный, я особенный». И настоящая безусловная любовь будет доступна ему не раньше, чем он сможет честно сказать «Я люблю себя всей душой за то, что я — это я: живое и чувствующее существо, нуждающийся в искренней любви». Однако на тех же основаниях этот самый человек будет любить и других живых, чувствующих существ, нуждающихся в искренней любви.