ДИЕТЫ Каталог
РЕЦЕПТЫ Каталог
В жизни должна быть любовь — одна великая любовь за всю жизнь,
это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены
Альбер Камю

КРАСОТА

Чего хотят женщины, не делая макияж

Без макияжа На одном из самых древних видов искусства — украшать себя — сегодня сосредоточены самые передовые технологии с миллиардными бюджетами. И многие по каким-то причинам готовы тратить на макияж и свое время, и немалые деньги.

Для российских женщин косметика — практически предмет первой необходимости. Большинство из них готовы отказаться от нее лишь в том случае, если денег перестанет хватать на еду. "Женщина тратит на косметику примерно 12% своего ежемесячного дохода, — рассказывает Анна Дычева-Смирнова, организатор крупнейшей в Восточной Европе парфюмерно-косметической выставки "Интершарм". — Объем российского рынка косметики и парфюмерии в 2006 году составил почти 8 миллиардов долларов. И продолжает расти. Объем рынка США оценивается примерно в 35 миллиардов долларов, Западной Европы — в 36 миллиардов евро". Каких целей пытаются достичь женщины, отдавая этому столько усилий и средств? И может ли самая дорогая или самая правильно подобранная косметика сделать нашу жизнь лучше, приблизить нас к гармонии с собой?

Самая привлекательная

По данным социологических опросов, большинство женщин пользуются косметикой в первую очередь для того, чтобы привлечь внимание мужчин. Как показали исследования, проведенные компанией TSC для Clinique, 77% россиянок говорят о том, что мнение мужчин имеет решающее значение в отношении всего, что касается их внешности. В США и Великобритании так же ответили около 50% женщин. "В частных беседах многие мужчины также признаются, что им нравятся женщины с макияжем, в красивой, подчеркнуто женственной одежде, — комментирует гештальттерапевт Ольга Долгополова. — Среди европейцев и американцев большее значение имеют личностные качества: в ответ на вопрос "Какие женщины вам нравятся?" мало кому придет в голову вывести на первый план как ценность именно внешние данные. Это по меньшей мере несовременно".

Такое отношение к своей внешности в определенной мере связано с демографической ситуацией: когда сложно найти себе пару, макияж становится для женщины одним из средств обратить на себя внимание. Возможно, также и поэтому в провинции, в небольших городах и поселках женщины стремятся использовать более яркий макияж и одежду, постоянно выглядеть, что называется, нарядно. "Привлечение сексуального партнера — одна из самых сильных мотиваций нашего поведения, — рассказывает Ольга Долгополова. — Эта потребность связана с сохранением жизни, возможностью продолжить свой род".

Без макияжа "Самые активные потребительницы средств макияжа в России — женщины от 20 до 34 лет, — комментирует Анна Дычева-Смирнова. — Но они почти полностью перестают пользоваться косметикой примерно к 60 годам. А, например, среди американок уровень расходов на косметику остается неизменным до 55 лет, да и после 60 они продолжают ей пользоваться". Тем не менее у нас молодые женщины (в целом) пользуются макияжем гораздо активнее, чем, скажем, в Европе или Америке. "В нашей стране быть не замужем, не иметь партнера — значит (в глазах общественного мнения) быть женщиной неуспешной, — объясняет Ольга Долгополова. — И чем дальше от столицы, тем более заметна эта тенденция".

Во многом она связана с отсутствием социальной защищенности. В большинстве развитых стран женщин (их здоровье, права) оберегает закон; государство также поддерживает тех, у кого родился ребенок, и в результате большинство из них могут самостоятельно (без участия мужчины) обеспечить себя.

Какая есть

"Без макияжа чувствую себя словно голая, — признается 41-летняя Наталья. — Никогда не выхожу на улицу без косметики". "Для меня это была настоящая проблема, когда мы жили месяц в палатках у моря, — не могу без макияжа! — рассказывает 22-летняя Елизавета. — Когда море смывает косметику, мне кажется, у меня нет ни глаз, ни губ, ни бровей. Первое, что сделала, когда вернулись в город, — перманентный тату-макияж, чтобы всегда быть во всеоружии". Иногда такое отношение к косметике приближается к зависимости: женщина живет с ощущением, что без макияжа она недостаточно хороша. Ольга Долгополова комментирует: "Некоторые уверены в том, что, прежде чем показаться на глаза своему партнеру (скажем, утром, после сна), нужно привести в порядок лицо. Что женщина должна оставаться для мужчины неизменно прекрасной, всегда ухоженной, безупречной. Казалось бы, что плохого в этом намерении? На самом деле за таким подходом к себе кроется невысокая самооценка, неспособность принять себя, убежденность в том, что "ни в коем случае нельзя показать себя такой, какая я есть на самом деле, потому что такой я нравиться не могу".

Смысл маски

Итак, женщины "делают лицо", прежде чем показать себя миру, создают образы и надевают их на себя — "роковая", "куколка", "лолита" — или делают макияж, создающий впечатление… отсутствия макияжа. Эти образы меняются в соответствии с модой и тем, какую роль в социуме в данный момент женщина намерена играть. Это своего рода послания, несущие социальный смысл, — как кастовые знаки "бинди" на лбу индийских женщин или нарисованные мушки на дамских лицах и шеях во времена Помпадур. "Это как бы не вполне я, а некий легальный образ меня — такой, какой я предъявляю себя миру, — поясняет Ольга Долгополова. — То, что могут видеть и обсуждать другие, — всего лишь мой образ, на самом деле неизвестно, какая я в реальности. Это способ увеличить личную дистанцию, чувствовать себя более защищенной, неоголенной и неранимой. А без маски "я открываюсь лишь тем, кому доверяю". В этом есть очень древний, обереговый смысл раскраски лица — защита, маска".

Боевая раскраска

Так это привычное ежедневное действо — нанесение макияжа — приоткрывает нам свой архетипический, впитанный нами с рождения смысл. "Раскраска лица в примитивных сообществах — это атрибут боевых действий, — рассказывает Ольга Долгополова. — Но и в нашей жизни непрерывно происходит "битва полов", и макияж — один из видов оружия". Заметим: в нашем любовном, романтическом лексиконе мы используем слова "покорить", "добиться", "пленить", "завоевать" — они отражают скрытую сторону отношений. "В близких отношениях мы испытываем именно амбивалентные чувства, — продолжает Ольга Долгополова. — Известный психотерапевт, классик психоаналитического направления Карен Хорни (Karen Horney) подробно описывает эти феномены любви-ненависти. Зрелый человек способен интегрировать внутри себя эти полярности: время от времени я не люблю, раздражаюсь и даже ненавижу, но это не значит, что отношения не удались или их пора завершать. В гендерных отношениях очень важно осознавать и принимать в себе изрядную долю амбивалентности, учиться с ней обходиться социально приемлемыми способами. Наш макияж — это обольщающая раскраска. Она помогает "одержать победу", "выиграть" во взаимодействии полов".

Возвращение к себе

Выглядеть хорошо, чувствовать себя привлекательной, ощущать себя уверенно — именно эти бонусы макияжа перечисляют женщины как безусловные шаги на пути к счастью. Макияж дает нам возможность повысить самооценку, считает американский визажист Бобби Браун (Bobbi Brown), написавшая книгу "Эволюция красоты" ("Beauty Evolution", HarperCollins Publishers, 2005). "Выглядеть наилучшим образом означает для меня три вещи: принять то, что мы не можем изменить, быть уверенным в себе и обладать некоторыми знаниями в отношении макияжа. А быть уверенным в себе — значит осознать, что в вас есть особенное, и не фокусироваться на том, что вам не нравится". Визажист Эдуардо Феррейра (Eduardo Ferreira) из команды Бобби развивает эту идею: "Допустим, девушке не нравится ее нос. Она стоит перед зеркалом и говорит: "Мне не нравится мой нос". Она уже не в состоянии видеть ничего на своем лице, кроме этого носа. Приходит к визажисту и просит научить ее, как сделать его меньше (тоньше). Нос — объект ее постоянного внимания — становится объектом внимания окружающих. А прекрасные глаза или красиво очерченные губы отходят на второй план". Но макияж может стать и средством терапии для тех, кто стремится принять себя. Стоит лишь позволить себе увидеть то, что в нашей внешности нравится (нам) более всего. И, подходя к зеркалу, помнить об этом. "Это поможет увидеть себя настоящую, — считает Эдуардо Феррейра. — Не такой, как 10 лет назад, и не такой, какой вы никогда не будете, но именно себя — в настоящий момент".

Без оглядки на других

Кажется, что супермодели, голливудские актрисы и прочие действующие лица глянцевой действительности особым образом влияют на сознание женщин, буквально заставляя их стремиться к определенным образцам красоты и побуждая покупать косметику. Но социологи доказали, что большинство женщин вовсе не столь внушаемы*. В ходе опроса 10 000 женщин из 12 стран мира выяснилось, что реклама с участием знаменитостей не влияет на выбор и предпочтения, связанные с косметикой. Исключение составляют Индия и ЮАР. Хотя мнение окружающих для большинства женщин все-таки важно.

Полезные ископаемые

Один из мифов, связанных с декоративной косметикой, основан на том, что макияж вреден для кожи. Такая точка зрения по меньшей мере несовременна: средства макияжа являются хорошей защитой лица (единственной постоянно открытой части тела) от агрессии внешней среды, включая ультрафиолетовое излучение и свободные радикалы. И оказывается, самые нейтральные, хорошо переносимые и натуральные средства макияжа — это те древние красители, которые наши предки наносили на кожу в ритуальных целях: микронизированные (очень тщательно измельченные) минералы обладают естественным солнцезащитным действием, примерно равным SPF15. Инертные минералы не поглощаются кожей, не вступают ни в какие реакции, что сводит к нулю риск аллергии и раздражения, и более того, препятствуют размножению бактерий — что делает возможным использование минерального макияжа после хирургических вмешательств или при дерматологических проблемах. Средства на основе микронизированных минералов существуют у марок I. D. Bare Minerals и Jane Iredale.

4 сентября 2008
PSYCHOLOGIES


Раздел: КРАСОТА

Просмотры: 5479

  • Секреты блестящего макияжа
  • Тенденции макияжа Весна-Лето 2009
  • Секреты макияжа: Мастер-класс от визажиста
  • Жир: откуда столько эмоций?
  • Самые худые женщины в мире боятся поправиться
  • Макияж Весна-Лето 2009 от ведущих дизайнеров
  • «Холодных» женщин очень мало!
  • Дневной макияж: Мастер-класс от визажиста
  • Макияж: яркие и сочные губы

  • Есть интересные идеи? Вы пишите статьи? Вяжете? Вышиваете? Любите пошаговые фоторецепты? Присылайте! Лучшее – опубликуем!