КРАСОТА
Чего хотят женщины, не делая макияж
На одном из самых древних видов искусства — украшать себя — сегодня сосредоточены самые передовые технологии с миллиардными бюджетами. И многие по каким-то причинам готовы тратить на макияж и свое время, и немалые деньги.Для российских женщин косметика — практически предмет первой необходимости. Большинство из них готовы отказаться от нее лишь в том случае, если денег перестанет хватать на еду. "Женщина тратит на косметику примерно 12% своего ежемесячного дохода, — рассказывает Анна Дычева-Смирнова, организатор крупнейшей в Восточной Европе парфюмерно-косметической выставки "Интершарм". — Объем российского рынка косметики и парфюмерии в 2006 году составил почти 8 миллиардов долларов. И продолжает расти. Объем рынка США оценивается примерно в 35 миллиардов долларов, Западной Европы — в 36 миллиардов евро". Каких целей пытаются достичь женщины, отдавая этому столько усилий и средств? И может ли самая дорогая или самая правильно подобранная косметика сделать нашу жизнь лучше, приблизить нас к гармонии с собой?
Самая привлекательная
По данным социологических опросов, большинство женщин пользуются косметикой в первую очередь для того, чтобы привлечь внимание мужчин. Как показали исследования, проведенные компанией TSC для Clinique, 77% россиянок говорят о том, что мнение мужчин имеет решающее значение в отношении всего, что касается их внешности. В США и Великобритании так же ответили около 50% женщин. "В частных беседах многие мужчины также признаются, что им нравятся женщины с макияжем, в красивой, подчеркнуто женственной одежде, — комментирует гештальттерапевт Ольга Долгополова. — Среди европейцев и американцев большее значение имеют личностные качества: в ответ на вопрос "Какие женщины вам нравятся?" мало кому придет в голову вывести на первый план как ценность именно внешние данные. Это по меньшей мере несовременно".Такое отношение к своей внешности в определенной мере связано с демографической ситуацией: когда сложно найти себе пару, макияж становится для женщины одним из средств обратить на себя внимание. Возможно, также и поэтому в провинции, в небольших городах и поселках женщины стремятся использовать более яркий макияж и одежду, постоянно выглядеть, что называется, нарядно. "Привлечение сексуального партнера — одна из самых сильных мотиваций нашего поведения, — рассказывает Ольга Долгополова. — Эта потребность связана с сохранением жизни, возможностью продолжить свой род".
"Самые активные потребительницы средств макияжа в России — женщины от 20 до 34 лет, — комментирует Анна Дычева-Смирнова. — Но они почти полностью перестают пользоваться косметикой примерно к 60 годам. А, например, среди американок уровень расходов на косметику остается неизменным до 55 лет, да и после 60 они продолжают ей пользоваться". Тем не менее у нас молодые женщины (в целом) пользуются макияжем гораздо активнее, чем, скажем, в Европе или Америке. "В нашей стране быть не замужем, не иметь партнера — значит (в глазах общественного мнения) быть женщиной неуспешной, — объясняет Ольга Долгополова. — И чем дальше от столицы, тем более заметна эта тенденция".
Во многом она связана с отсутствием социальной защищенности. В большинстве развитых стран женщин (их здоровье, права) оберегает закон; государство также поддерживает тех, у кого родился ребенок, и в результате большинство из них могут самостоятельно (без участия мужчины) обеспечить себя.
Какая есть
"Без макияжа чувствую себя словно голая, — признается 41-летняя Наталья. — Никогда не выхожу на улицу без косметики". "Для меня это была настоящая проблема, когда мы жили месяц в палатках у моря, — не могу без макияжа! — рассказывает 22-летняя Елизавета. — Когда море смывает косметику, мне кажется, у меня нет ни глаз, ни губ, ни бровей. Первое, что сделала, когда вернулись в город, — перманентный тату-макияж, чтобы всегда быть во всеоружии". Иногда такое отношение к косметике приближается к зависимости: женщина живет с ощущением, что без макияжа она недостаточно хороша. Ольга Долгополова комментирует: "Некоторые уверены в том, что, прежде чем показаться на глаза своему партнеру (скажем, утром, после сна), нужно привести в порядок лицо. Что женщина должна оставаться для мужчины неизменно прекрасной, всегда ухоженной, безупречной. Казалось бы, что плохого в этом намерении? На самом деле за таким подходом к себе кроется невысокая самооценка, неспособность принять себя, убежденность в том, что "ни в коем случае нельзя показать себя такой, какая я есть на самом деле, потому что такой я нравиться не могу".Смысл маски
Итак, женщины "делают лицо", прежде чем показать себя миру, создают образы и надевают их на себя — "роковая", "куколка", "лолита" — или делают макияж, создающий впечатление… отсутствия макияжа. Эти образы меняются в соответствии с модой и тем, какую роль в социуме в данный момент женщина намерена играть. Это своего рода послания, несущие социальный смысл, — как кастовые знаки "бинди" на лбу индийских женщин или нарисованные мушки на дамских лицах и шеях во времена Помпадур. "Это как бы не вполне я, а некий легальный образ меня — такой, какой я предъявляю себя миру, — поясняет Ольга Долгополова. — То, что могут видеть и обсуждать другие, — всего лишь мой образ, на самом деле неизвестно, какая я в реальности. Это способ увеличить личную дистанцию, чувствовать себя более защищенной, неоголенной и неранимой. А без маски "я открываюсь лишь тем, кому доверяю". В этом есть очень древний, обереговый смысл раскраски лица — защита, маска".Боевая раскраска
Так это привычное ежедневное действо — нанесение макияжа — приоткрывает нам свой архетипический, впитанный нами с рождения смысл. "Раскраска лица в примитивных сообществах — это атрибут боевых действий, — рассказывает Ольга Долгополова. — Но и в нашей жизни непрерывно происходит "битва полов", и макияж — один из видов оружия". Заметим: в нашем любовном, романтическом лексиконе мы используем слова "покорить", "добиться", "пленить", "завоевать" — они отражают скрытую сторону отношений. "В близких отношениях мы испытываем именно амбивалентные чувства, — продолжает Ольга Долгополова. — Известный психотерапевт, классик психоаналитического направления Карен Хорни (Karen Horney) подробно описывает эти феномены любви-ненависти. Зрелый человек способен интегрировать внутри себя эти полярности: время от времени я не люблю, раздражаюсь и даже ненавижу, но это не значит, что отношения не удались или их пора завершать. В гендерных отношениях очень важно осознавать и принимать в себе изрядную долю амбивалентности, учиться с ней обходиться социально приемлемыми способами. Наш макияж — это обольщающая раскраска. Она помогает "одержать победу", "выиграть" во взаимодействии полов".Возвращение к себе
Выглядеть хорошо, чувствовать себя привлекательной, ощущать себя уверенно — именно эти бонусы макияжа перечисляют женщины как безусловные шаги на пути к счастью. Макияж дает нам возможность повысить самооценку, считает американский визажист Бобби Браун (Bobbi Brown), написавшая книгу "Эволюция красоты" ("Beauty Evolution", HarperCollins Publishers, 2005). "Выглядеть наилучшим образом означает для меня три вещи: принять то, что мы не можем изменить, быть уверенным в себе и обладать некоторыми знаниями в отношении макияжа. А быть уверенным в себе — значит осознать, что в вас есть особенное, и не фокусироваться на том, что вам не нравится". Визажист Эдуардо Феррейра (Eduardo Ferreira) из команды Бобби развивает эту идею: "Допустим, девушке не нравится ее нос. Она стоит перед зеркалом и говорит: "Мне не нравится мой нос". Она уже не в состоянии видеть ничего на своем лице, кроме этого носа. Приходит к визажисту и просит научить ее, как сделать его меньше (тоньше). Нос — объект ее постоянного внимания — становится объектом внимания окружающих. А прекрасные глаза или красиво очерченные губы отходят на второй план". Но макияж может стать и средством терапии для тех, кто стремится принять себя. Стоит лишь позволить себе увидеть то, что в нашей внешности нравится (нам) более всего. И, подходя к зеркалу, помнить об этом. "Это поможет увидеть себя настоящую, — считает Эдуардо Феррейра. — Не такой, как 10 лет назад, и не такой, какой вы никогда не будете, но именно себя — в настоящий момент".Без оглядки на других
Кажется, что супермодели, голливудские актрисы и прочие действующие лица глянцевой действительности особым образом влияют на сознание женщин, буквально заставляя их стремиться к определенным образцам красоты и побуждая покупать косметику. Но социологи доказали, что большинство женщин вовсе не столь внушаемы*. В ходе опроса 10 000 женщин из 12 стран мира выяснилось, что реклама с участием знаменитостей не влияет на выбор и предпочтения, связанные с косметикой. Исключение составляют Индия и ЮАР. Хотя мнение окружающих для большинства женщин все-таки важно.Полезные ископаемые
Один из мифов, связанных с декоративной косметикой, основан на том, что макияж вреден для кожи. Такая точка зрения по меньшей мере несовременна: средства макияжа являются хорошей защитой лица (единственной постоянно открытой части тела) от агрессии внешней среды, включая ультрафиолетовое излучение и свободные радикалы. И оказывается, самые нейтральные, хорошо переносимые и натуральные средства макияжа — это те древние красители, которые наши предки наносили на кожу в ритуальных целях: микронизированные (очень тщательно измельченные) минералы обладают естественным солнцезащитным действием, примерно равным SPF15. Инертные минералы не поглощаются кожей, не вступают ни в какие реакции, что сводит к нулю риск аллергии и раздражения, и более того, препятствуют размножению бактерий — что делает возможным использование минерального макияжа после хирургических вмешательств или при дерматологических проблемах. Средства на основе микронизированных минералов существуют у марок I. D. Bare Minerals и Jane Iredale.PSYCHOLOGIES